Фев
9

Что вы там матом ругаетесь! А потом этим же руками будете хлеб есть!

Мат

Мат (матерщи́на, ма́терный язык) — разновидность ненормативной лексики в русском в языках сопредельных народов.

Согласно Кодексу об административных нарушениях Российской Федерации, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство (статья 20.1), наказываемое штрафом или административным арестом. Использование мата считается неприемлемым в приличном обществе и в литературе, и обычно цензурируется в периодической печати, на телевидении, радио и в других СМИ. Несмотря на это, употребление мата традиционно очень широко распространено в устной речи у самых разных половозрастных групп общества. Встречается он также и в современной литературе (В.О. Пелевин, В.Г. Сорокин, М.И. Веллер, и др) и песенном творчестве ( С. Шнуров, З. Май, «Ленинград», «Лесоповал»). Известны и более ранние случаи употребления (в том числе в виде «ребусов» с многоточиями) мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: А.С. Пушкина, В.В. Маяковского и др.  Тем не менее, большей частью русских людей мат не воспринимается как само собой разумеющееся в публичных местах; и когда, например, популярный певец Ф. Киркоров употребил матерную брань на пресс-конференции, это вызвало как судебное разбирательство, так и негативную реакцию общественности. Матерная брань А. Сердюкова в адрес Героя России, хоть и вызвала бурю негодований и возмущений, как среди военного так и среди гражданского населения России,  но до сих пор не получила продолжения (ни извинений ни судебных разбирательств).

Хочется обсудить вопрос о месте этого явления (употребление мата) в современной российской армии. По рассказам моего сына в Армии ругаются все,по поводу и без повода – так просто для связки слов в предложениях. На маты никто не обижается.(«Если   вас  ударят   в   глаз  – Вы , конечно, вскрикните, Раз  ударят , два  ударят , А потом привыкните».) Запрещены маты только в присутствии гражданских лиц (женщин).
Процитировал армейскую пословицу: «Армия без мата, что солдат без автомата». Получается  как у М. Задорова: «У нас без мата, Падежи не складываются». Перевод с русского на испанский тут не требуется.

Я не буду утверждать, что в жизни никогда не слышала матерных слов, даже совсем наоборот. Например, оказавшись в родильном доме по естественный обстоятельствам и находясь «в кричалке»  в агонии предродовых схваток я таааак материииилась!!! И откуда эта гадость только взялись в моем лексиконе? (и про себя, и переходя на шепот, когда оставалась одна). Это был сплошной многоуровневый мат, абсолютно бессмысленный. Но в тот момент, мне казалось, что мне становится действительно легче.

Однако, я не слышала матерных слов в семье, где росла. И мои дети в семье не слышали этих слов. Поэтому, когда на другом конце «провода» (во время телефонного разговора с сыном) я услышала мат, то притихла… Сын, спрашивает: «Мам, ты чего замолчала?»  Я говорю: «А кто это там так сильно матерится? На тебя что ли? Командиры?» Ответ: «Это я, мам. Пацаны сильно расшумелись. Мне плохо слышно, вот я их и послал. Не фига себе! думаю, как сыночек-то в армии сильно «возмужал». Еще через две недели, на присяге, я увидела сына с сигаретой. (Об этом возможно в следующий раз.) Растет защитник, мужает! Ни по дням, а по часам!  Остается надеяться, что когда сын вернется к нормальной жизни, «матерные» проблемы урегулируются сами собой. А Вы как думаете?

Л.А. Китаев-Смык (Академик Всемирной экологической академии; Старший научный сотрудник Российского института культурологии РАН; Заслуженный испытатель космической техники Федерации космонавтики России) изучал психологию боевого стресса в Чечне во время 2-й войны. Он говорит, что «даже если мужчины никогда не «ругаются», в стрессовой ситуации мат проявляется спонтанно. Эти ситуации известны — война, болезнь, колоссальное рабочее напряжение. Военными психологами доказано, что матерная речь в боевых условиях вдруг вспыхивает ярким букетом, начинает даже заменять обычную речь, и из-за этого общение становится более коротким, более ярким и образным. Получаются совершенно непонятные со стороны некие трафареты, «протезы» речи. Но с помощью этих «протезов» лучше строится речь там, где нужно мгновенное действие, где жизненно важна социальная иерархия… Чем ниже уровень индивида в иерархии, тем больше к нему адресуется таких слов».  Вот как оказывается!

Ю.М.Лотман писал о мате, исходя из своего военного опыта,следующее: «Замысловатый, отборный мат – одно из важнейших средств, помогающих адаптироваться в сверхсложных условиях». Известнейший профессор-литературовед П.А.Николаев, ветеран Второй Мировой: «Вот утверждают, дескать, на войне ребята бросались в атаку, выкрикивали: «За Родину! За Сталина». Но во время бега невозможно произнести этой фразы – дыхания не хватит. Солдаты выкрикивали мат. Они спасались этим, чтобы не сойти с ума. Есть мат, который священен. Когда
идут по улице молодые разгильдяи с бутылками пива и девчонки рядом ругаются, у меня это вызывает рвотные чувства, потому что я воспринимаю как оскорбление по отношению к мату, с которым погибали дети России…»

Вот решила  вынести на обсуждение  вопросы: Мат в современной армии – это оружие или  нет? Как Вы считаете, можно ли воспитать солдата без мата?

Один герой Джека Лондона сказал: «Крепкое словцо, вовремя и к месту сказанное, облегчает душу. Частая ругань лишает ругательство смысла».


ПОДЕЛИТЬСЯ:



Кроме того, интересно почитать :
    Монастырь и армия
  • Пока у нас в России идут затяжные праздники - поразвлекаю вас более-менее беспроблемным чтивом. При наблюдении за монастырской православной жизнью и
  • Природа на службе армии.
  • По просьбе своего товарища выложил его статью на всеобщее обсуждение. Сегодня мы расскажим вам одну статью из цыкла "о новых видах
  • Несколько вопросов главковерхам
  • 1. Хватит ли правительству «нефтедолларов» на обещанное с 1 января 2012 года повышение денежного довольствия военнослужащим? 2. Что Вы подразумевали в

25 комментариев к записи “Что вы там матом ругаетесь! А потом этим же руками будете хлеб есть!”

  • Mister Mauzer 09.02.2011 - 19:05

    Матершина в армейской среде!
    Отлично. Только человек гражданский мог написать такой пост. Да, в армии матерятся по причине и без повода. Для связки слов и для придания веса словам простым. Мой командир полка, на утреннем докладе , как-то произнёс слово бля, аж 63 раза. Специально сидели мы с офицерами и считали. Потом, сколько у кого вышло проверили. Оказалось ровно 63 раза за двенадцать минут циркуляра.

  • Neformat 09.02.2011 - 20:34

    Одно время я как-то активно постил вот такие вот воспоминания:
    http://31ovdbr.ru/?p=71
    http://31ovdbr.ru/?p=20

    Сайт этот мы делали с одним из офицеров бригады, потом как-то бросили. И вот однажды звонит мне некий товарищ и у нас с ним начинается примерно такой диалог:
    — Алексей, зачем ерунду пишешь?
    — Где?
    — На сайте на этом.
    — А в чем ерунда-то заключается?
    — Ну вот там матов много!
    — О_о!!! Это там много? Ну простите, я в свою бытность выслушивал больше.
    — И что теперь? Нужно быть культурным!
    — Простите, но я не заставлял материться героев моих опусов. Так что не надо вешать на меня ответственность за нецензурную брать, которой ругался не я.

    В общем, мы не поняли друг-друга тогда.

    • Elena 11.02.2011 - 21:46

      Как адаптация в гражданской речи проходила? Мой племяшь вспоминает, что в приличном обществе приходилось просто молчать, как он говорит мес 6. По сути пришлось заново учиться разговаривать. Ибо его речь всех (особенно прекрасный пол) шокировала.

      • Neformat 13.02.2011 - 11:32

        Адаптация совершенно нормально проходила. Я же на стройку вернулся работать. Там примерно так же все разговаривают.
        ЗЫ
        Настоящая адаптация началась, когда я переступил порог филологического факультета))))

  • zvezda_nn 09.02.2011 - 21:08

    Крепкое словцо, вовремя и к месту сказанное, облегчает душу
    ——————
    вот это правильно!!!!
    мат был , есть и будет! Это неотъемлемая часть русского языка!

  • Руслан 09.02.2011 - 21:25

    без мата в вс рф никуда

  • mama Ir 09.02.2011 - 22:20

    Приведу вывод одной статьи на эту тему:
    Матерщина — не просто ругань, стремление одержать верх над противником в словесной стычке. В конечном счете она направлена не против людей, а против Бога, за что и получила именование «черной ругани». Материться значит «ругаться по черному». Черный цвет еще с дохристианских времен относился к силам зла. Поэтому мат носит чисто магический, сакральный характер. Он — элемент служения сатане, контрабандой проникший в светскую жизнь. Каждое матерное слово — это хуление Бога и прославление сатаны. Поэтому не случайно, что матюки у матерщинника заменяют молитвы. В трудные минуты, в тяжелом труде он не ищет помощи в обращении к Богу, а матерится. Всплеск энергии в матерном слове, — и дело движется, хотя толкает его зло, которому тем самым отдает себя человек. Работа со злостью может быть эффективной. В результате воспитывается условный рефлекс: плохо тебе — матернись. Так человека отучают от Бога.
    Поэтому следует сказать четко и ясно, что матерщина это — служение сатане, которое человек осуществляет по собственной воле и публично. Возможно, что это достаточно страшно, чтобы сподвигнуть человека обуздать свой язык.
    Если кому интересно вот здесь сама статья http://lacan.narod.ru/ind_lin/default_1.htm

  • Retro 10.02.2011 - 08:24

    «Он говорит, что «даже если мужчины никогда не «ругаются», в стрессовой ситуации мат проявляется спонтанно»
    Племянница как-то пальцами в розетку полезла. А я увидел. Не задумываясь рявкнул: «Руки бл*!» Как ветром сдуло. Согласитесь, если бы я крикнул только «руки», эффект был бы не тот.

  • Retro 10.02.2011 - 08:28

    — Похоже, у тебя живот схватило, Паша?
    — Угадал, — буркнул Кудема и добавил три непечатных слова.
    Его напарник фыркнул.
    — Не обращайте внимания, патрон, он никак с женой квартиру не разделит, второй месяц делит.
    — А что случилось? — полюбопытствовал Матвей.
    — Развожусь, — буркнул охранник и снова закончил матом.
    — Тише, тише, — успокаивающе похлопал его по плечу напарник. — Крепкое слово здесь не поможет. Хотя я где-то читал, — повернулся он к Соболеву, — что употребление нецензурных слов понижает кровяное давление и уменьшает содержание адреналина в крови.
    Матвей засмеялся.
    — Добавь: нормализует мышечный тонус и улучшает работу надпочечников. Это правда. Но все же не
    пугайте клиентов фирмы.

    Василий Головачев «Перехватчик»

    Скребуще-звенящий шум потянулся от избы куда-то по улице. Лузгин взял
    ружье, фонарь, вышел на крыльцо и обалдел.
    Картинка ему открылась из разряда иллюстраций к книгам в жанре
    «стебучий хоррор». Под серым-серым небом по серой-серой деревенской улице
    брел, раскорячившись в напряженном полуприседе, некто черный-лохматый, и пер
    на себе бетонный столб. Взвалив один конец столба на плечо, а другой волоча
    по песку.
    Звеня кандалами.
    Кряхтя и пыхтя.
    — Бля-а… — выразил Лузгин всю гамму охвативших его эмоций.

    Олег Дивов «Ночной смотрящий!

  • Курсант ВУМО 10.02.2011 - 12:00

    Как говорил один мой офицер-воспитатель,еще в мою бытность суворовцем:Для вас нужно устав менять-вы понимаете только «Равняйсь,бл*!!!». И в самом деле-эта фраза действовала куда доходчивее чем простая команда)))))

  • Janpo 11.02.2011 - 22:08

    Военные при дамах и в гражданском обществе разговаривают вполне сносно. Пишут тоже ничего так….А как они там меж собой общаются — думаю- это их дело. Надо им это — значит надо. Отпускает их — и славбогу. Легче им так понять друг друга и донести сокровенные мысли — да и в путь. Не вижу угрозы обществу и культуре всей страны.
    У каждой профессии есть свой слэнг. Можно считать что мат — профессиональный язык военных. Можно им простить, они не розы выращивают.
    А ващета даже прикольно их послушать иногда. Этот текст считаю просто шедевром http://www.youtube.com/watch?v=qFhICMeUdLg . Без мата текст был бы нулевым по эффекту. Снимаю шляпу перед оратором.

    • Elena 11.02.2011 - 22:35

      «Можно считать что мат – профессиональный язык военных. Можно им простить, они не розы выращивают.» Да ради бога — если это оружие. Однако как в таком случае с законами быть?

  • Владислав 11.02.2011 - 22:29

    Лично я не вижу ничего предосудительного в употреблении ненормативной лексики в армейском коллективе.
    1. Экономит время на постановку задачи в необходимый момент 🙂
    2. Улучшает усвоение полученной задачи 🙂
    3. Позволяет «выпустить пар», согласитесь это лучше чем «размахивать руками»…
    4. Мобилизует человека в необходимый момент…
    5. Позволяет заполнить паузу при осмысливании следующей фразы выступающего…

    • Elena 11.02.2011 - 22:45

      Я тоже не вижу ничего страшного. Ваш комментарий не в разрез моего поста. Я с вами согласна. Но все таки? «Мат в современной армии – это оружие или нет? Как Вы считаете, можно ли воспитать солдата без мата?» И как быть с законами (мы же законопослушные)?

      • Владислав 11.02.2011 - 22:50

        Учитывая срок службы (1 год) задача сводится не к «воспитать», а просто наставить на нормальный год службы, а с матерком оно как-то легче доходит… 🙂

        • Elena 11.02.2011 - 23:24

          Будем считать, что дошло… и легче…(Действительно многие 18-летние срочники воспринимают мат, как разговор именно по-мужски взрослых людей, на равных так сказать. То что раньше было запрещено вдруг разрешено, и даже является нормой. Их допустили к чему-то запрещенному. Типа секрет, для маленькой такой компании…) А законы? переписывать, ограничивать ответственность с 18 до 27?

          • Владислав 11.02.2011 - 23:42

            А что законы???
            По-закону, к примеру, у военнослужащих обычный 8-часовой рабочий день, не Вам (если не ошибаюсь Вы жена офицера) мне говорить соблюдается этот «закон» или нет…

          • Владислав 12.02.2011 - 18:14

            Elena, насчет «закона» 🙂
            http://www.vryazan.ru/archive/50/276/

  • Elena 12.02.2011 - 00:07

    Владислав 11.02.2011 — 23:42
    «не Вам (если не ошибаюсь Вы жена офицера) мне говорить соблюдается этот «закон» или нет… » Ошибаетесь… я мама солдата. (Жена офицера Елена) 🙂

    • Владислав 12.02.2011 - 00:14

      Ну, х.з…. жутко извиняюсь 🙂
      Но смысл моего ответа на Ваш вопрос думаю Вы поняли 🙂

  • Владислав 12.02.2011 - 00:22

    А применительно к солдатам: за рукоприкладство солдата по закону нужно сажать, но могу вам сказать, что как минимум процентов 85 этого не делают, офицеры «ходят под статьей за укрывательство» зачастую понимая что львиная доля этих (не тяжких) преступлений происходит по глупости солдат. И признаться нет желания 18-летним мальчикам жизнь ломать из-за одного удара (без тяжких последствий естественно)…
    К примеру у меня был случай: Утро, Подъем, Ротный на подъеме, спать охота… ну и два бойца «не поделили» проход между кроватями (каждый хотел побыстрее одеться и встать в строй), ну и один другому «зарядил»… По закону — я должен был ходатайствовать о возбуждении уголовного дела… но ведь разве это того стоило??? Я решил, что нет…

    • Elena 14.02.2011 - 22:55

      Рукоприкладство не тема поста и матами не лечится. И прикладываются не только солдаты , но и офицеры к солдатам. Лучше на вопрос ответьте: Мат в современной армии – это оружие или нет? Как Вы считаете, можно ли воспитать солдата без мата?

  • mama Ir 14.02.2011 - 23:47

    Я считаю, что сильный духом может без мата обойтись. У меня много знакомых, которые совсем не матерятся. Чем сердце наполнено, то и извлекает человек оттуда в момент слабости. Мат унижает и того, кто его высказал, и того, к кому оно направлено.

  • БЫВАЛЫЙ 10.06.2012 - 13:18

    Не знаю, оружие мат или нет, но как средство воспитания иногда необходимо. Проведу аналогию. В подводной лодке проходы очень тесные, и когда по ним передвигаешся, то с непривычки обо все ударяешся. У нас было правило, как ударился, сразу прочитай бирку обо что ударился. И знаете, это работает, запоминается легче и быстрее, чем просто ходить и запоминать расположение механизмов.
    Так и с солдатами, с крепким словом до них доходит легче и быстрее. Не «вдалбливать» же им в буквальном смысле этого слова.

    • БЫВАЛЫЙ 10.06.2012 - 15:26

      Хотя с матом тоже береборщать тоже не стоит.



Прокомментировать

заказдатасуммастатус
#31203.12.20171020 p.ожидает оплаты
#29206.01.2017780 p.отправлен
#29106.01.2017440 p.отправлен

Немного рекламы

Рубрики

Вопросы и Ответы

Активным читателям

Спонсор нашего блога




Последние комментарии

Облако меток

Желающим зарегистрироваться